Поп музыка.Обсуждение.

Поп-му́зыка (англ. Pop-music от Popular music) — направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Это не просто популярная музыка, а ещё и основывающаяся на традиционных для западного мира поп-ритмах. В различных регионах мира она базируется на западных поп-ритмах, но только с отдельными элементами региональных разновидностей местной традиционной музыки. Поп-музыка может мимикрировать под разные музыкальные стили, наиболее популярные в данный момент, но ритмическая основа изменяется мало. Поэтому поп-музыка слабо влияет на музыку разных жанров и стилей. В основном выделяют три исполнителя в поп-музыке — Майкл Джексон, Мадонна и Бритни Спирс. Именно они являются самыми успешными и популярными в мировой поп-музыке.

Критерии популярности

Мадонна, одна из самых успешных поп-исполнительниц

Ежегодно в мире проводятся сотни фестивалей и конкурсов, выявляющих лучших из лучших. Самым авторитерным конкурсом американской поп-музыки, является премия Grammy Awards. Поп-музыка представлена также на ежегодном конкурсе «Евровидение». Для измерения популярности той иной песни составляются списки, по образу и подобию самого крупного национального музыкального списка в мире — Billboard Hot 100 (США). Например, в Великобритании это UK Singles Chart и UK Albums Chart одновременно.

При составлении Billboard Hot 100 учитываются продажи музыкальных дисков, популярность песен на радиостанциях и продажи, осуществляемые через интернет.

Реклама

На рекламе основано продвижение группы или исполнителя на рынке продаж. В начале 1940-х годов она была по радио, затем появилась телевизионная реклама, сейчас используется интернет. В качестве нового носителя (рингтоны) и нового средства рекламы выступил мобильный телефон.

Популярной музыкой называют произведения многих музыкальных жанров, которые доступны широкой публике и распространяются на коммерческой основе. Это отличает популярную музыку от классической, изначально создававшейся для элиты и верхних слоёв общества, и народной музыки, создатели которой не требуют денежного вознаграждения. Часто название популярная музыка заменяется аббревиатурой поп-музыка, хотя поп-музыка является более узким понятием.

Жанры

Российская поп-музыка — собирательное название популярной музыкальной продукции российской и русскоязычной эстрады из стран СНГ, Балтии, а также дальнего зарубежья, исполняющей песни на русском языке, а также (реже) на иностранных языках. Иностранцы из дальнего зарубежья, малознакомые с Россией и СССР, часто не делают различий между советской поп-музыкой, российской поп-музыкой, русской поп-музыкой, русскоязычной поп-музыкой, хотя эти понятия нетождественны. Важными составляющими частями не только российской поп-музыки являются реклама по радио и телевидению отдельных песен, входящих в музыкальные диски.

История и предпосылки формирования

Жанры поп-музыки, распространной в современной России и странах СНГ начали своё развитие ещё во времена бывшего СССР и несколько отличались от сходных направлений как на Западе, так и на Востоке. От американской поп-музыки советская отличалась большей лиричностью, отказом от ярких сексуальных подтекстов песни, наличием табу на употребление мата, цензурой, большей яркостью и выразительностью текста, что отчасти было связано с в основном некоммерческой формой данного вида музыки в СССР и меньшим использованием (а зачастую и отсутствием) передовой музыкальной техники в стране по той же причине. Определённые жанры музыки в СССР были под запретом или строгим контролем (рок, джаз) из-за опасений политической пропаганды, другие не сложились вообще в силу отсутсвия культурных и этнических предпосылок, а потому они не оказывали влияния на советскую поп-музыку, в отличии, скажем, от США и Британии. В результате советская поп-музыка оказалась ближе к традиционной поп-музыке, распространённой в романских странах — Италии, Франции. В целом, однако, общий стиль и формат песен, а также характерные мелодии носили традиционный западноевропейский характер и отличались от так называемой восточной музыки.

Русскоязычный музыкальный рынок

Рынок русскоязычной популярной музыки начал развиваться вместе с увеличением влияния СССР на мировой арене. Помимо 300 миллионов советских граждан, проживавших на 13 % площади мира в 1990 году, советская поп-музыка получила некоторое распространение в странах бывшего Варшавского договора, особенно в славянских регионах (Польша, Чехия, Словакия, бывшая Югославия и Болгария, но также в Венгрии, Китае, на Кубе). Безусловным центром создания русскоязычной поп-музыки тех времён стала Москва и, в меньшей степени, Санкт-Петербург. После распада СССР, Россия продолжает оставаться главным производителем и потребителем мировой русскоязычной музыки, спрос на которую по-прежнему высок в некоторых новых независимых государствах, особенно на Украине и в Беларуси. К достаточно значимым региональным центрам современной русскоязычной поп-музыки относятся, помимо Москвы, Санкт-Петербург и отчасти Киев (Украина), который также ориентирован на русскоязычный рынок. Распад СССР и падение железного занавеса, массовая эмиграция начала 90-х, привели к формированию крупных русскоязычных диаспор в ЕС, Канаде, США, Австралии и других регионах, где местное население получило возможность ознакомиться с русскоязычной музыкой разных жанров посредством интернета, спутникового телевидения, различных носителей, музыки в ночных клубах и т. д.

Хронология

60-е

Сформировавшись как один из крупнейших рынков мира к началу 60-х, русскоязычная поп-музыка была представлена следующими исполнителями:

1970-е

В семидесятые годы начали свою карьеру, а затем получили всесоюзную известность следующие исполнители:

Одновременно в этот период на российскую поп-музыку начинают оказывать влияние разные западные жанры (джаз, рок и т. д.) Но и сама популярная советская музыка приобретает огромную популярность в Восточной Европе.

1980-е

В начале 80-х русскоязычная музыка советского периода переживает подъём. В начале 80-ых Владимир Матецкий начинает своё сотрудничество с Софией Ротару и песни на русском языке, как «Лаванда», приобретают международную известность, вместе с кавер-версиями на иностранных языках. В этот период творит Раймонд Паулс, талантливый латышский композитор. Многие музыкальные композиции, такие как «Миллион алых роз», созданные в этот период, станут затем почти классическими образцами. Юрий Чернавский пишет песни к фильмам для многих композиторов, среди начинающих дебютирут Владимир Пресняков. Широким успехом пользуются пародийные перепевки зарубежной эстрады от Сергея Минаева. Несмотря на бурный расцвет и необычайную популярность, российская и советская музыкальная продукция, в отличие от Европы и США, оперирует в значительной степени в отрыве от рынка, то есть в условиях слабой коммерциализации, отсутствия развитой крупнобюджетной рекламы и т. д., что, однако, положительно сказалось на некоторых её субъективных характеристиках (душевность, близость народу, большая лиричность и т. д.). При этом внутри эстрады существовали элементы конкуренции, в основном на личном уровне, сложились влиятельные семейные кланы.

1990-е

Даже в начале 90-х, когда страна переживала острый экономический и политический кризис, Россия и Москва в частности продолжали оставаться важными производителями русскоязычной музыкальной продукции. Многие известные хиты популярной музыки были написаны именно в этот период (Игорь Николаев, Наташа Королёва и др.) Среди рок-направления многие группы также имели огромную популярность у российской аудитории в этот период: Ддт, Любэ, Кино, панк-группа Сектор Газа

2000-е

Конец 90-х ознаменовался значительным усилением мировой, в первую очередь американской музыки, в сферы традиционного господства российской музыкой. Российские популярные исполнители вовсю знакомятся с мировым музыкальным опытом, многое из него заимствуют, особенно в плане аранжировок. Иногда заимствования (не только американские, но даже чаще турецкие, греческие, восточные, латиноамериканские ритмы и напевы) принимают крайние формы в виде многочисленных римейков Филиппа Киркорова, которые стали поводом шуток и анекдотов в народе.

Мировая арена

Ситилайт во Львове (Украина), рекламирующий клубную вечеринку с русской поп-музыкой

Падение железного занавеса предоставило русскоязычной поп-музыке возможность выхода на мировой рынок музыкальной кинопродукции. Однако, дебют русскоязычных исполнителей на мировой арене был и остаётся затруднён несколькими факторами. Во-первых, к началу 21 века, мировой рынок музыкальной продукции, в том числе и популярной культуры, оказался в значительной мере уже насыщен англоязычной продукцией, агрессивно проникавшей на рынки неанглоязычных стран, в том числе развитых европейских. В начале 70-ых, София Ротару стала первой советской певицой получившей приглашение и записавшей альбом на западно-европейской студии Sony BMG Music Entertainment на немецком языке, с авторами сотрудничавшими с Мирей Матьё, Далидой, Нани Мускури и другими. Распространение MTV уже привело к вытеснению местной музыки во многих регионах (например, французской поп-музыки во Франции, итальянской в Италии, немецкой в Германии) американской или англоязычной продукцией массового производства. Во-вторых, публика на Западе мало знакома с русским языком, особенно это касается англоязычных стран, где музыку на иностранных языках, а уж тем более на русском языке (из-за наследия холодной войны и Большой игры) слушать не принято из принципа. В ответ, многие русскоязычные исполнители (Дима Билан, Валерия, Тату,Сергей Лазарев, и другие) начали исполнять песни на иностранных языках. Однако, за редким исключением, переход песни на английский язык мало что меняет. Зачастую исполнитель теряет русскоязычную аудиторию, не получает иностранной, и в конце вынужден с опозданием опять исполнять песни по-русски (о чём свидетельствует пример песни Дмитрия Колдуна). Иногда русскими и русскоязычными исполнителями используются английский, испанский, украинский, татарский, итальянский, французский, немецкий, иврит и другие иностранные языки.

Евровидение

С 1994 года, когда Россию представляла певица Юдифь, Евровидение стало местом дебюта российских исполнителей на зарубежной (в первую очередь, европейской) сцене. Особый прорыв российская музыка сделала после выступления Алсу в 2000 году, занявшей второе место. Ещё большего успеха зарубежом смогли добиться t.A.T.u., чья песня попала в зарубежные хит-парады, заняла там первое место несколько недель подряд, продала значительное количество компакт-дисков.

t.A.T.u. — одна из самых успешных российских поп-групп в мире. Фотограф — Алексей Родин

В 2006 году Дима Билан занял второе место на Евровидении, в 2007 году третье место досталось группе Серебро. В 2006 году на детском конкурсе Евровидения победили две русскоязычные сёстры-двойняшки. В 2008 году Дима Билан вновь представлял Россию на конкуре и занял первое место. В 2009 году конкурс пройдёт в России.

Русскоязычные исполнители

Значительный вклад в российскую популярную музыку делали и делают русскоязычные исполнители из зарубежа и стран СНГ и Балтии. Среди них Филипп Киркоров родом из Болгарии, Верка Сердючка и ВИА Гра с Украины, Лайма Вайкуле из Латвии, Серёга и Дмитрий Колдун из Беларуси и другие.

Оставить комментарий

Please log in to leave a comment